Приведенные
особенности среды функционирования защищенной программы можно
свести к одному утверждению: даже корректно установленная и
лицензированная программа по многим причинам может работать не
так, как предполагают разработчики. То же самое относится и к
защитным механизмам, хотя есть и небольшое отличие. Если не
работает какая-то функция в самой программе, все остальные
функции остаются доступными. Если же происходит ложное
срабатывание механизмов защиты и легальному пользователю
отказывают в доступе, работать с программой становится
невозможно в принципе.
Когда
пользователь замечает, что программа ведет себя не так, как
ожидается, он обращается в службу технической поддержки. И в
задачу этой службы, как правило, входит определить,
действительно ли при выполнении происходит ошибка или
пользователь просто чего-то не понял. Если же факт возникновения
ошибки подтвержден, необходимо найти и устранить порождающие ее
причины.
И тут служба
технической поддержки оказывается перед сложной задачей — как по
полученной от пользователя (и почти всегда неполной) информации
определить, что же случилось на самом деле? Если нарушение
защиты проявляется как неадекватное поведение программы, то с
чем столкнулся пользователь: с реакцией защиты или действительно
с ошибкой в программе? Даже если пользователь получает
недвусмысленное сообщение о нарушении защиты, но сама защита
очень разветвленная и многоуровневая, как выявить истинную
причину сбоя, если у других людей все работает, а у него — нет?
Материальные затраты пользователей. Когда человек
приобретает программный продукт, защищенный от
несанкционированного тиражирования, он хочет купить только сам
продукт, а защиту ему навязывают. Более того, он за эту защиту
еще и вынужден платить — аппаратный ключ, идущий в комплекте с
программой, стоит даже в небольших партиях несколько десятков
долларов. Разумеется, разработчик в каждую продаваемую копию
закладывает стоимость ключа. Если защита не использует
аппаратных элементов, все равно на ее разработку или
приобретение были затрачены материальные ресурсы, и эти затраты
необходимо окупить. Следовательно, стоимость продукта для
конечного пользователя все равно повышается.
|